Крым в живописи



Арсений Семёнов. Крымский мотив. 1955


Иван Айвазовский. Вид на Аю-Даг.

Коровин. Гурзуф. 1913

Карло Боссоли. Бахчисарай. 1857

Карло Боссоли. Евпатория

Г. Г. Мясоедов. Порт в Ялте. 1890
Известные художники в Крыму.

Крым по природе и красоте своей во все времена притягивал к себе людей искусства. Это были  художники и поэты, режиссеры, актеры, музыканты. Все ехали в Крым на отдых и за вдохновением. Пейзажи полуострова восхищали их всех. Среди художников в Крыму  были знаменитые и малоизвестные, увековеченные в истории живописи и забытые ныне совсем. Но их объединяло одно – любовь к Крыму, добровольными пленниками красоты которого они все стали. 
Рассказ о художниках в Крыму начнем с имен:
 Михаил Матвеевич Иванов (1748-1823 г.)
В конце XVIII века, первым проторил дорогу в Старый Крым русский художник Михаил Матвеевич Иванов.  В 1783 году Иванов рисовал виды Старого Крыма.                                                                                                     Разъезжая по полуострову, Иванов писал виды Акмечети - будущего Симферополя, Инкермана и его пещерного города. В альбоме встречаются виды Балаклавы, Генуэзской крепости, Георгиевского монастыря.           Десять акварелей этого художника, посвященные Старому Крыму и его окрестностям, хранятся ныне в Русском музее в Санкт-Петербурге.




М. М. Иванов  «Вид Балаклавы с Генуэзской крепостью»  1783 г.

Иван Константинович Айвазовский (1817—1900 г.)
Новая история Феодосии неразрывно связана с именем Ивана Константиновича  Айвазовского. Феодосия – родной город этого великого художника - мариниста, сотворившего за свою жизнь более шести тысяч полотен.  Некоторые свои картины он написал после поездки в осажденный Севастополь во время Крымской войны.
Еще мальчиком Иван Айвазовский влюбился в морские просторы крымского побережья. Его бурное, романтическое воображение рисовало ночные штормы, бескрайние водные просторы и борьбу людей с разбушевавшейся стихией. Эти яркие образы нашли отражение в творчестве всей его жизни. Мастер морского пейзажа Иван Константинович Айвазовский к крымской теме возвращался на протяжении всего творческого пути.                               Мастер морского пейзажа Иван Константинович  рисовал море то бушующим, то зеркально спокойным, он писал живописные заливы у берегов Евпатории, Ялты, Гурзуфа, Коктебеля, Судака, Феодосии, изображая лунные ночи и волшебные закаты и рассветы. Берега Ялты, виды Медведь-горы постоянно привлекали живописца. В его творчестве немало полотен, на которых отображены ялтинское побережье и крымские пейзажи в окрестностях Аю - Дага.  






И.К. Айвазовский  «Вид Судакской бухты»  1879 г.

К концу 19 века Судак начинает развиваться как курорт. В 1879 году Айвазовский пишет «Вид Судакской бухты», изобразив спокойный морской пейзаж. По светло-голубому небу плывут белоснежные шапки облаков. Горы вдали и изящные корабли в бухте отражаются в спокойных, словно глянцевых морских водах. Легкие волны лениво набегают на берег, оставляя на нем тонкую пенную вязь. На переднем плане художник рисует небольшую рыбацкую лодку, ожидающую выхода в море. Справа - высокие тополя, а рядом – крестьянин среди виноградников, освещенных солнцем.
 

И.К. Айвазовский  "Девятый вал"  1850 г.
 «Девятый вал» — одна из самых знаменитых картин Айвазовского.
Живописец изображает море после очень сильного ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них – «Девятый вал» - готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты. Несмотря на то, что корабль разрушен и осталась только мачта, люди на мачте живы и продолжают бороться со стихией. Тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены.
 В 1880 году художник открыл в Феодосии картинную галерею.  После своей смерти Айвазовский завещал все картины и само здание своей галереи родному городу Феодосии.

Константин Фёдорович Богаевский  (1871-1943 г.)

К.Ф. Богаевский  - живописец и график, известен как мастер «фантастического пейзажа». Крымчанин,  уроженец Феодосии, первые работы которого благосклонно воспринял сам Айвазовский.  Константин Богаевский в дальнейшем стал учеником Куинджи.                                 Богаевский жил Крымом, понимал крымскую природу и посвятил ей свое творчество. Сама живопись Константина Федоровича  – это пейзажи и история полуострова.
Крым на полотнах К.Ф. Богаевского предстает очертаниями бесконечных гор, устремляющихся вдаль и обрывающихся крутыми склонами прямо над водой; прибрежными водами, иногда такими ласковыми и безмятежными, а порой устрашающими бурлящей пучиной; старинными крепостями, монастырями и городами, будто выныривающими из глубин времени.
На каждой картине Богаевского Крым предстает совершенно в ином колорите – притягивающий мистическими фиолетовыми сумерками, поражающий контрастами неба и гор, безмятежностью долин и старинных парков.

Прибрежные пейзажи, величественные монументальные скалы, нависающие прямо над морской пучиной и уходящие стремительными обрывами в воду – один из центральных мотивов пейзажей Богаевского.



К.Ф. Богаевский «Вечер у моря» 1941 г.
Плоский каменный берег на переднем плане погружен в сумерки. Пышные кроны высоких деревьев на нем освещены лучами заходящего солнца и величественно смотрятся на фоне неба и дальних гор. Их плотная цветовая насыщенность контрастирует с легкостью, прозрачностью дальнего плана, решенного в светлых тонах. Деревья и каменный массив, вдающийся в море, расположены по диагонали и создают линейную перспективу, уводящую взгляд в глубину картины. Низкий горизонт открывает взору большое пространство неба. Невольно чувствуешь себя вовлеченным в этот ландшафт, в окружение этих скалистых берегов, притихших деревьев, синего моря. Живопись картины передает ощущение сырого морского воздуха, окутывающего деревья, горы, стелющегося по земле, поднимающегося потоками вверх и превращающегося там, в трепетные, полные влаги облака.

Константин Алексеевич Коровин (1861-1939 г.)                                                               


Константин Коровин любил Крым, а в Крыму больше всего Гурзуф.
Он находит гармонию красоты в красках Франции, Испании и Крыма, который пленил художника. Пленил настолько, что Коровин решает построить дачу в Гурзуфе, превратившуюся в мастерскую.
Гурзуфский период был недолгим — с 1911-го по 1917 год. Работы этого времени отличаются особой лёгкостью, артистизмом. «На берегу моря», «Пристань в Гурзуфе», «Гурзуф вечером», «Базар цветов» «Рыбачья бухта» буквально завораживают.
 Если смотреть на картины Коровина, то приходит большое желание окунуться в живопись сиюминутно, не откладывая на потом. Взять в руки кисти и пытаться повторить технику этого известного живописца.


 К.А. Коровин «Пристань в Гурзуфе»  1914 г.

Одна из самых ярких работ, посвящённых великолепному живописному краю на Чёрном море, картина «Пристань в Гурзуфе».                                Это жизнеутверждающая песнь знойной южной природе, такой торжественной и многокрасочной.
На открытой пристани сидит девушка в шляпе с широкими полями. Всю скромную обстановку кафе заливает солнечный свет, который щедро играет в мелких всплесках волн Чёрного моря, которое вопреки названию переливается всеми оттенками бирюзовой краски.
Коровин выбрал здесь широкие локальные цветовые пятна, грубоватые мазки, достаточно контрастные по цвету, чтобы говорить о некой декоративностиХудожник очень любил Гурзуф с его живописным ландшафтом, утопающим в зелени, и картина «Пристань в Гурзуфе» ещё одно тому подтверждение.
Архип Иванович Куинджи (1841-1910 г.)
С именем знаменитого пейзажиста, волшебника света Архипа Ивановича Куинджи, значительную часть своего творчества посвятившего Крыму, связано немало легенд и загадок. В Крым он приехал еще мальчиком в надежде стать учеником великого И.К. Айвазовского, а в 1880-х годах и сам стал собственником земли на солнечном побережье. Живописным крымским берегам А. И. Куинджи посвятил немало этюдов, мастерски передавая переменчивость капризных морских волн, притягательность величавых горных склонов, солнечный свет и лунное сияние.                               Пейзажист выделял морскую тему, как одну из сложных направлений в мире живописи. От длительного пребывания на морском берегу Крыма – создание десятков этюдов морского пейзажа.                     
 
А.И. Куинджи  « Море. Крым» 1898 г.
Период создания картины «Море. Крым» Архипа Ивановича Куинджи приходится на 1898 год. Творчество художника напоминает по стилю мариниста Ивана Айвазовского. Любовь к морскому бризу и волнам, пейзажам, которые окружены голубыми цветами радости и счастья. Архип Иванович обнаруживает колорит свойств воздушного пространства, изучает пульсацию неосязаемого воздуха.

Исаак Ильич Левитан

Картины природы крымской не стали основной темой в творчестве певца природы русской – знаменитого художника Левитана. Он посетил полуостров в 1886 году, чтобы поправить подорванное здоровье, и привез из этой поездки почти полсотни пейзажей: карандашные зарисовки, этюды маслом и акварелью. Крым и открывшаяся «вечная красота» Левитана потрясли, Но и те картины, что нам известны, очень интересны.
На крымских работах Левитана мы практически не увидим знаменитых ландшафтов, и южная природа предстает не столько с парадной, а скорее с будничной стороны, в то же время исполненной неповторимой поэтичности.


Он осени любил задумчивые дни: 

Она его душе всегда была сродни. 

Не внешней нежности, не жаркой летней неги - 
Он был художником мечтательных элегий.



Крымский пейзаж. 1887


М.В. Нестеров писал, что до появления крымских пейзажей живописца «никто из русских художников так не почувствовал, не воспринял южной природы с ее опаловым морем, задумчивыми кипарисами, цветущим миндалем и всей элегичностью древней Тавриды. Левитан как бы первый открыл красоты Южного берега Крыма».



Крымские работы, показанные Левитаном на периодической выставке Московского общества художеств в 1887 году, по воспоминаниям Нестерова, «имели совершенно исключительный успех» у художников и ценителей искусства и «были раскуплены в первые же дни».

Ай-Петри, 1886


Источники 1,2,3,4

Комментариев нет:

Отправить комментарий