Известные художники в
Крыму.
Крым по природе и красоте своей во все времена притягивал к себе
людей искусства. Это были художники и
поэты, режиссеры, актеры, музыканты. Все ехали в Крым на отдых и за
вдохновением. Пейзажи полуострова восхищали их всех. Среди
художников в Крыму были знаменитые и
малоизвестные, увековеченные в истории живописи и забытые ныне совсем. Но их
объединяло одно – любовь к Крыму, добровольными пленниками красоты которого они
все стали.
Рассказ о художниках в Крыму
начнем с имен:
Михаил Матвеевич Иванов (1748-1823
г.)
В конце XVIII века, первым проторил
дорогу в Старый Крым русский художник Михаил Матвеевич Иванов. В 1783 году Иванов рисовал виды Старого
Крыма.
Разъезжая
по полуострову, Иванов писал виды Акмечети - будущего Симферополя, Инкермана и
его пещерного города. В альбоме встречаются виды Балаклавы, Генуэзской
крепости, Георгиевского монастыря.
Десять акварелей этого художника,
посвященные Старому Крыму и его окрестностям, хранятся ныне в Русском музее в
Санкт-Петербурге.
М. М.
Иванов «Вид Балаклавы с Генуэзской
крепостью» 1783 г.
Иван Константинович Айвазовский (1817—1900 г.)
Новая история Феодосии неразрывно связана с именем Ивана
Константиновича Айвазовского. Феодосия –
родной город этого великого художника - мариниста, сотворившего за свою жизнь
более шести тысяч полотен. Некоторые свои картины он написал после
поездки в осажденный Севастополь во время Крымской войны.
Еще мальчиком
Иван Айвазовский влюбился в морские просторы крымского побережья. Его бурное,
романтическое воображение рисовало ночные штормы, бескрайние водные просторы и
борьбу людей с разбушевавшейся стихией. Эти яркие образы нашли отражение в
творчестве всей его жизни. Мастер морского пейзажа
Иван Константинович Айвазовский к
крымской теме возвращался на протяжении всего творческого пути. Мастер морского пейзажа Иван
Константинович рисовал море то бушующим,
то зеркально спокойным, он писал живописные заливы у берегов Евпатории, Ялты,
Гурзуфа, Коктебеля, Судака, Феодосии,
изображая лунные ночи и волшебные закаты и рассветы. Берега Ялты, виды
Медведь-горы постоянно привлекали живописца. В его творчестве немало полотен,
на которых отображены ялтинское побережье и крымские пейзажи в окрестностях Аю
- Дага.
К концу 19 века Судак начинает развиваться как курорт. В 1879
году Айвазовский пишет «Вид Судакской бухты», изобразив спокойный морской
пейзаж. По светло-голубому небу плывут белоснежные шапки облаков. Горы вдали и
изящные корабли в бухте отражаются в спокойных, словно глянцевых морских водах.
Легкие волны лениво набегают на берег, оставляя на нем тонкую пенную вязь. На
переднем плане художник рисует небольшую рыбацкую лодку, ожидающую выхода в
море. Справа - высокие тополя, а рядом – крестьянин среди виноградников, освещенных
солнцем.
И.К. Айвазовский "Девятый вал" 1850 г.
Живописец
изображает море после очень сильного ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение.
Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них – «Девятый
вал» - готова
обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты. Несмотря на то, что
корабль разрушен и осталась только мачта, люди на мачте живы и продолжают
бороться со стихией. Тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают
зрителю надежду, что люди будут спасены.
В 1880 году художник
открыл в Феодосии картинную галерею. После своей смерти Айвазовский
завещал все картины и само здание своей галереи родному городу Феодосии.
Константин
Фёдорович Богаевский (1871-1943 г.)
К.Ф. Богаевский
- живописец и график, известен как мастер «фантастического пейзажа». Крымчанин,
уроженец Феодосии, первые работы
которого благосклонно воспринял сам Айвазовский. Константин Богаевский в дальнейшем стал
учеником Куинджи. Богаевский жил
Крымом, понимал крымскую природу и посвятил ей свое творчество. Сама живопись
Константина Федоровича – это пейзажи и
история полуострова.
Крым на полотнах К.Ф. Богаевского предстает очертаниями
бесконечных гор, устремляющихся вдаль и обрывающихся крутыми склонами прямо над водой; прибрежными водами,
иногда такими ласковыми и безмятежными, а порой устрашающими бурлящей пучиной;
старинными крепостями, монастырями и городами, будто выныривающими из глубин
времени.
На каждой картине Богаевского Крым
предстает совершенно в ином колорите – притягивающий мистическими фиолетовыми
сумерками, поражающий контрастами неба и гор, безмятежностью долин и старинных
парков.
Прибрежные пейзажи,
величественные монументальные скалы, нависающие прямо над морской пучиной и
уходящие стремительными обрывами в воду – один из центральных мотивов пейзажей
Богаевского.
К.Ф. Богаевский «Вечер у моря» 1941 г.
Плоский каменный
берег на переднем плане погружен в сумерки. Пышные кроны высоких деревьев на
нем освещены лучами заходящего солнца и величественно смотрятся на фоне неба и
дальних гор. Их плотная цветовая насыщенность контрастирует с легкостью,
прозрачностью дальнего плана, решенного в светлых тонах. Деревья и каменный
массив, вдающийся в море, расположены по диагонали и создают линейную
перспективу, уводящую взгляд в глубину картины. Низкий горизонт открывает взору
большое пространство неба. Невольно чувствуешь себя вовлеченным в этот
ландшафт, в окружение этих скалистых берегов, притихших деревьев, синего моря.
Живопись картины передает ощущение сырого морского воздуха, окутывающего
деревья, горы, стелющегося по земле, поднимающегося потоками вверх и
превращающегося там, в трепетные, полные влаги облака.
Константин Алексеевич Коровин (1861-1939 г.)
Константин Коровин любил Крым, а в Крыму больше всего Гурзуф.
Он находит гармонию красоты в красках Франции, Испании и Крыма,
который пленил художника. Пленил настолько, что Коровин решает построить дачу в
Гурзуфе, превратившуюся в мастерскую.
Гурзуфский период был недолгим — с 1911-го по 1917 год.
Работы этого времени отличаются особой лёгкостью, артистизмом. «На берегу
моря», «Пристань в Гурзуфе», «Гурзуф вечером», «Базар цветов» «Рыбачья бухта»
буквально завораживают.
Если
смотреть на картины Коровина, то приходит большое желание
окунуться в живопись сиюминутно, не откладывая на потом. Взять
в руки кисти и пытаться повторить технику этого известного живописца.
К.А. Коровин «Пристань в Гурзуфе» 1914 г.
Одна из самых ярких работ, посвящённых великолепному
живописному краю на Чёрном море, картина «Пристань
в Гурзуфе». Это жизнеутверждающая песнь знойной южной
природе, такой торжественной и многокрасочной.
На открытой пристани сидит девушка в шляпе с
широкими полями. Всю скромную обстановку кафе заливает солнечный свет, который
щедро играет в мелких
всплесках волн Чёрного моря, которое вопреки названию переливается всеми
оттенками бирюзовой краски.
Коровин выбрал здесь широкие локальные цветовые
пятна, грубоватые мазки, достаточно контрастные по цвету, чтобы говорить о
некой декоративности. Художник
очень любил Гурзуф с его живописным ландшафтом, утопающим в зелени, и картина
«Пристань в Гурзуфе» ещё одно тому подтверждение.
Архип Иванович Куинджи (1841-1910 г.)
С
именем знаменитого пейзажиста, волшебника света Архипа Ивановича Куинджи,
значительную часть своего творчества посвятившего Крыму, связано немало легенд
и загадок. В
Крым он приехал еще мальчиком в надежде стать учеником великого И.К.
Айвазовского, а
в 1880-х годах и сам стал собственником земли на солнечном побережье. Живописным крымским берегам А. И.
Куинджи посвятил немало этюдов, мастерски передавая переменчивость капризных
морских волн, притягательность величавых горных склонов, солнечный свет и
лунное сияние. Пейзажист
выделял морскую тему, как одну из сложных направлений в мире живописи. От
длительного пребывания на морском берегу Крыма – создание десятков этюдов
морского пейзажа.
А.И. Куинджи « Море.
Крым» 1898 г.
Период создания картины «Море. Крым» Архипа
Ивановича Куинджи приходится на 1898 год. Творчество художника напоминает по
стилю мариниста Ивана Айвазовского. Любовь к морскому бризу и волнам, пейзажам,
которые окружены голубыми цветами радости и счастья. Архип Иванович
обнаруживает колорит свойств воздушного пространства, изучает пульсацию
неосязаемого воздуха.
Исаак Ильич Левитан
Картины природы крымской не стали основной темой в творчестве
певца природы русской – знаменитого художника Левитана. Он посетил полуостров в
1886 году, чтобы поправить подорванное здоровье, и привез из этой поездки почти
полсотни пейзажей: карандашные зарисовки, этюды маслом и акварелью. Крым и
открывшаяся «вечная красота» Левитана потрясли, Но и те картины, что нам
известны, очень интересны.
На крымских работах Левитана мы практически не
увидим знаменитых ландшафтов, и южная природа предстает не столько с парадной,
а скорее с будничной стороны, в то же время исполненной неповторимой
поэтичности.
Он осени любил задумчивые дни:
Она его душе всегда была сродни.
Не внешней нежности, не жаркой летней неги -
Крымский пейзаж. 1887
М.В. Нестеров писал, что до появления крымских
пейзажей живописца «никто из русских художников так не почувствовал, не
воспринял южной природы с ее опаловым морем, задумчивыми кипарисами, цветущим
миндалем и всей элегичностью древней Тавриды. Левитан как бы первый открыл
красоты Южного берега Крыма».
Крымские работы, показанные Левитаном на
периодической выставке Московского общества художеств в 1887 году, по
воспоминаниям Нестерова, «имели совершенно исключительный успех» у художников и
ценителей искусства и «были раскуплены в первые же дни».
Ай-Петри, 1886
Комментариев нет:
Отправить комментарий